Методы исследования в курсовой работе пример

Методы исследования в курсовой работе

Во введении к курсовой работе необходимо указать, какие методы студент использовал для достижения цели исследования. Проще говоря, методы – это действия, которые производил исследователь в ходе научной работы. Существуют общие и специальные (специфические) методы. Специальные методы применяются только в данной конкретной науке, например, физическое моделирование в физике. В отличие от них, общие методы используются во всех отраслях всех научных дисциплин. Общие методы, в свою очередь, подразделяются на теоретические и практические, в зависимости от характера исследования. Теоретические методы научного исследования связаны с преобладанием мыслительной деятельности, с осмыслением, систематизацией и переработкой материала. К наиболее часто применяемым общим методам относят:

- Анализ. Он представляет собой процесс разложения явления или предмета на составные части (его свойства, признаки и т.д.). Этот метод исследования широко применяется при написании курсовых работ;

- Синтез является методом, противоположным анализу. В результате использования синтеза происходит соединение частей в общую систему знаний;

- Аналогия – это метод научного исследования, основанный на сходстве объектов по некоторым признакам. С помощью аналогии можно судить о свойствах одного объекта на основании его сходства с другим;

- Дедукция – это метод, основанный на получении общего вывода о свойствах предмета, исходя из исследования его частных признаков;

реклама тут 1

- Индукция – это метод, противоположный дедукции, при котором рассуждение происходит от общего к частному;

- Обобщение – метод исследования, похожий на дедукцию, при котором делается вывод об общих свойствах предмета или явления и его признаках;

- Классификация широко применяется в научных исследованиях особенно в гуманитарных науках. Она представляет собой деление предметов или явлений на группы по какому-либо определенному признаку;

- Моделирование – это метод, при котором исследуется не сам объект, а его заменитель – модель. Полученные при изучении свойств модели результаты переносят и на сам объект исследования.

реклама тут 2

Практические (эмпирические) методы связаны со сбором конкретных данных об объекте исследования и оценкой результатов. Также с помощью практического метода выявляются и описываются явления. К практическим методам относятся:

- Наблюдение – это познавательный процесс, направленный на восприятие внешнего мира с целью получения информации о свойствах предметов и явлений. Для получения точных результатов наблюдение должно быть целенаправленным, объективным и систематичным;

- Сравнение – один из наиболее популярных практических методов исследования. Обычно явления сравниваются по какому-либо существенному признаку, важному именно для данного исследования;

- Измерение – наиболее точный метод познания, который заключается в определении численного значения какой-либо величины с помощью единицы измерения;

- Эксперимент – метод, широко применяемый в науке. Он представляет собой вмешательство в естественные условия существования явлений. При этом экспериментатор, изучая определенные свойства или признаки, может контролировать ход эксперимента.

Описанные методы – это наиболее часто используемые, но далеко не все методы, которые применяются при написании курсовых работ.

Методы исследования в курсовой работе пример

Написание курсовой работы требует использования нескольких методов исследования.

Методы исследования в курсовой работе пример Методы исследования в курсовой работе пример

Метод – действие, которые используются для достижения цели. В процессе выполнения курсовой работы используются различные методы исследования, наиболее часто встречающиеся:

  • Анализ – самый популярный метод исследования, представляет собой разделение какого-либо явления или процесса на составные компоненты и предполагает их дальнейшее изучение.
  • Аналогия – метод исследований, который предполагает изучение объектов, сходных по некоторым признакам. На основании схожих признаков объекта делается вывод о сходстве по другому виду объекта.
  • Дедукция – один из методов исследования, который предполагает вывод об общей совокупности анализируемых свойств объекта на основе единичных свойств объекта.
  • Индукция – обратный дедукции метод исследования, предполагающий получения выводов от общего к частному.
  • Классификация – разделение исследуемых объектов на виды, исходя из какого-либо свойства.
  • Моделирование – анализ модели или копии исследуемого объекта, точно повторяющего оригинал. Модель должна полностью соответствовать объекту по наличию свойств, но в то же время может отличаться от оригинала по нескольким признакам, что гарантирует качественное проведение исследование анализируемого объекта.
  • Наблюдение – один из методов проведения исследования, который состоит из нескольких действий, направленных на получение информации о свойствах анализируемого объекта.
  • Метод обобщения – предполагает получение выводов об общих свойствах объектов исследования.
  • Метод прогнозирования заключается в предположении о дальнейших этапах развития анализируемого объекта.
  • Синтез – часто встречается при написании курсовых работ и предполагает соединение нескольких свойств исследуемого объекта в один компонент.
  • Эксперимент – проведение исследование объекта в заранее созданных условиях.

Описанные методы довольно часто используются при написании курсовых работ, но это далеко не весь список. Обычно для курсовой работы используются следующие методы:

  1. Сравнительный – осуществляется при помощи сравнительного анализа нескольких источников информации и выявление схожих и противоположных мнений об исследуемом объекте. Чаще всего этот метод дает возможность получить более полные знания из анализируемой области, поскольку мнений может быть достаточно, чтобы сделать на их основе собственное суждение об исследуемой проблеме.
  2. Анализ нормативно-правовой базы – предполагает изучение не только учебной литературы по заданной теме, но и дополнительных источников, в том числе недавно вышедших газет и журналов, где подробно рассматривается анализируемая тема. Позволяет получить актуальную информацию с учетом последних изменений.
  3. Анализ монографий и статей. Монография содержит информацию, относящуюся к результатам исследования одного вопроса. Обычно, это сборник статей, принадлежащих к одной тематической области, где содержатся аналогичные исследования по проблеме, объединенный одной идеей или структурой анализа.
  4. Аналитический метод чаще всего используется при написании практической части курсовой работы. Предполагает проведение анализа путем математических расчетов основных показателей, сравнение полученных результатов. На основе данных, полученных аналитическим методом, осуществляется анализ исследуемого объекта и составление основных рекомендаций по улучшению положения объекта исследования или возможных путей развития в будущем.

Как правильно классифицировать методы исследования в курсовой работе

Метод исследования включает в себя один или несколько способов достижения цели исследования и получения новых знаний. Методы исследования в курсовой работе необходимы для систематизации и актуализации проделанной работы.

В зависимости от вида деятельности, академической направленности курсовой или дипломной работы, принадлежности к определенному предмету изучения и множества других факторов, классификация используемых методов может разительно отличаться.

Методология – сложная наука, целью которой не является определение четкой классификации и выделение нескольких наиболее важных методов исследования. Система всевозможных способов, вариаций и принципов достижения поставленных целей и извлечения новых знаний слишком сложна и сама является предметом постоянного изучения.

Методы исследования в курсовой работе пример

Чтобы облегчить и упорядочить систему существующих методов исследования, различные школы выбирают ту или иную классификацию.

Традиционное разделение советской школы

Наследием советской школы является классификация методов исследования согласно уровню познания. Это не самая простая и удобная классификация из ныне существующих, однако она не только помогает выбрать и описать применяемые в исследовании методы, но и точно определяет структуру работы и систему научного подхода к получению новых знаний.

Существует два уровня познания – эмпирический и теоретический. Эти два уровня дополняют и компенсируют друг друга, соответственно, и классифицируемые методы не должны выделяться и противопоставляться друг другу. Очень часто собранные во время исследования данные способны обрести форму новых знаний только путем комбинирования эмпирических и теоретических методов.

Эмпирический уровень тесно связан с непосредственным практическим взаимодействием с изучаемым объектом, явлением, феноменом. Эмпирические методы исследования в курсовой работе идеально подходят для этапа накопления информации и сбора данных. Основными исключительно эмпирическими методами являются:

Дополнениями и вариациями основной тройки могут быть такие методы, как:

  • анкетирование и опрос;
  • интервью и собеседование;
  • описание и сравнение;
  • тестирование и подсчет.

Теоретический уровень является более абстрактным и оттого считается более развитой частью познания. Теоретические методы исследования в курсовой работе выявляют правила, основоположения, аксиомы, теории и законы. Основными методами теоретического уровня являются:

  • абстрагирование;
  • формализация;
  • идеализация.

Для установления связей, зависимостей и закономерностей, а также изучения различных сторон явления или объекта можно использовать такие теоретические методы, как:

  • индукция и дедукция;
  • гипотетика и аксиоматика;
  • логика и систематика.

Методы исследования в курсовой работе пример

Существует ряд методов, которые сочетают в себе характеристики как эмпирического, так и теоретического познания; они называются комбинированными либо экспериментально-теоретическими. К ним относятся:

  • моделирование;
  • этнографический метод;
  • исторический метод;
  • анализ, синтез и обобщение.

Использование этих методов позволяет создать теоретическую основу, используя эмпирические данные.

Более поздняя классификация методов исследования на качественные и количественные обрела популярность в середине ХХ века и совершенно окрепла в западных академических кругах.

Разделение на качественные и количественные способствует более упрощенной систематизации существующих методов и одновременно повышает связанность и взаимозависимость методов, используемых в исследовании.

Методы исследования в курсовой работе пример

Использование этой системы разделения методов повысит уникальность и актуальность, которые несет в себе каждая дипломная или курсовая работа. Методы педагогического исследования, а также исследования в области социологии, маркетинга, политологии и экономики все чаще классифицируются на основании разделения на качественные и количественные.

Методы исследования согласно западной классификации

Эта классификация увеличивает гибкость всей системы существующих методов, позволяя комбинировать различные способы и даже создавать новые методы. Основными требованиями принадлежности к категории количественных методов являются измерение и квантификация параметров исследования, в то время как качественные методы характеризуются потребностью смысловой интерпретации существующих или собранных данных.

Качественные методы ориентированы на объяснение, выяснение причин и другие качественные характеристики исследуемых объектов или явлений. Они обладают особой ценностью в социологии как методы исследования курсовой работы. Пример использования качественных методов – ответ на вопрос о том, почему заядлые курильщики не бросают курить, несмотря на статистические данные о вреде никотина. К данным методам относятся:

  • исследования (исторические, этнографические, социальные, прецедентные);
  • эксперименты (фокус-группы, ролевые игры, симуляции);
  • наблюдения;
  • интервью.

Количественные методы исследования в курсовой работе ориентированы на получение статистических и других численных данных, к ним относятся:

  • опрос, анкетирование, интервью;
  • тестирование;
  • лабораторный эксперимент;
  • численный анализ;
  • моделирование.

Методы исследования в курсовой работе пример

Благодаря простому и четкому дифференцированию возникает меньше сложностей с выбором и мотивацией. Описывая в работе используемые методы исследования, темы, основные задачи и вопросы, важно четко осознавать концептуальные рамки научной работы.

Важно помнить, что многие работы: и курсовые, и дипломные - могут и должны сочетать и комбинировать различные методы. Каждый отдельный метод предоставляет способ достижения новых знаний, каждый из них по-своему важен, и ни один сам по себе не способен дать полную картину исследования.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

− 8 = 2

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

map