Формы воспитания детей оставшихся без попечения родителей

Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

В соответствии со ст. 123 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения.

Приоритетными формами воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, являются:

- опека и попечительство,

Усыновление (удочерение) юридический акт, результатом которого является возникновение взаимных прав и обязанностей между усыновителем, усыновленным, родственниками усыновителя как между родителями, детьми и родственниками по происхождению.

Условиями усыновления являются:

реклама тут 1

1) несовершеннолетие усыновляемого.

2) Соблюдение интересов ребенка при усыновлении.

3) Совершеннолетие, дееспособность усыновителя, отсутствие лишения его родительских прав.

4) Согласие на усыновление (по общему правилу) родителей ребенка, не лишенных родительских прав; усыновляемого, достигшего десятилетнего возраста; супруга усыновителя (если ребенок усыновляется одним из супругов).

реклама тут 2

5) Надлежащее состояние здоровья усыновителя.

6) Разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым должна быть не менее 16 лет (при наличии уважительных причин разница может быть сокращена судом).

Опека и попечительство правовые формы защиты личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних детей, оставшихся без родительского попечения, а также совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять обязанности.

Опека устанавливается над малолетними (до 14 лет), а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства. По своему содержанию она наиболее полно охватывает и защищает права опекаемого лица. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.

Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18, а также над ограниченно дееспособными лицами. Попечители дают согласие на совершение сделок, которые подопечные не вправе совершать самостоятельно. Попечители оказывают содействие подопечным в осуществлении прав и исполнении обязанностей, охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Приемная семья образуется на основании договора между приемными родителями и органом опеки и попечительства о передаче несовершеннолетнего ребенка (детей) на воспитание в семью. На воспитание в приемную семью передается ребенок, не достигший совершеннолетия, на срок, предусмотренный договором.

Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью должен предусматривать условия содержания, воспитания и образования ребенка (детей), права и обязанности приемных родителей по отношению к приемным детям, обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства, а также основания и последствия прекращения такого договора.

Договор может быть расторгнут досрочно по инициативе приемных родителей при наличии уважительных причин (болезни, изменении семейного или имущественного положения, отсутствии взаимопонимания с ребенком, конфликтных отношений между детьми и др.), а также по инициативе органа опеки и попечительства, если, например, условия в приемной семье стали неблагоприятными.

Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

На органы опеки и попечительства возлагается обязанность выявлять детей, оставшихся без попечения родителей, вести учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств избирать формы устройства детей, которые остались без попечения родителей. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления.

Семейное законодательство предусматривает следующие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:

1) усыновление (удочерение);

2) опека (попечительство);

3) передача на воспитание в приемную семью;

4) передача на воспитание в учреждения для детей-сирот, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения.

1. Усыновление (удочерение) – это юридический акт, в результате которого усыновленный приобретает в отношении усыновителя и его родственников права и обязанности, установленные законом для родителей и детей, и утрачивает их в отношении своих родственников по происхождению.

Усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних детей. Усыновление братьев и сестер разными лицами, как правило, не допускается. Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории России, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства.

Усыновление производится судом по заявлению лиц, желающих усыновить ребенка. В рассмотрении таких дел принимает участие орган опеки и попечительства. Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола граждане РФ, за исключением лиц:

· признанных судом недееспособными или ограничено дееспособными;

· супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограничено дееспособным;

· лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

· отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

· бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

· которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права;

· которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);

· не имеющих постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям;

· имеющих на момент установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан (ст. 127 СК РФ).

Лица, не состоящие в браке между собой, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка. Разница в возрасте между усыновителем, не состоящем в браке, и усыновляемым ребенком должна быть не менее 16 лет.

Для усыновления ребенка необходимо согласие дееспособных, не лишенных родительских прав родителей, которое выражается в письменном заявлении, заверенном нотариусом. Для усыновления ребенка, достигшего 10 лет, требуется его согласие. При усыновлении ребенка одним супругом требуется согласие другого супруга.

За усыновленным ребенком может сохраняться его фамилия, имя и отчество. По просьбе усыновителя ребенку может быть присвоена его фамилия, указанное им имя и отчество. Изменение фамилии, имени и отчества ребенка старше 10 лет допускается только с его согласия. При усыновлении ребенка можно изменить еще и дату и место его рождения, но не более чем на 3 месяца. Тайна усыновления охраняется законом. По правам усыновленные дети приравниваются к родным. Усыновленные дети утрачивают личные неимущественные и имущественные права и обязанности по отношению к своим родителям и родственникам. Если ребенок к моменту своего усыновления имел право на пенсию и пособия в связи со смертью родителей, он сохраняет это право и при усыновлении.

Отмена усыновления возможна только до совершеннолетия ребенка в судебном порядке, если усыновители уклоняются от выполнения своих обязанностей, злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с усыновленным ребенком, являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией. Статьи 154, 155 УК РФ устанавливают уголовную ответственность за незаконное усыновление и разглашение тайны усыновления.

Посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается (ст.126.1 СК РФ).

2. Опека и попечительство – это одна из правовых форм государственной заботы о детях, обеспечивающая семейное воспитание детей, защиту их личных и имущественных прав с помощью опекунов и попечителей. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, попечительств – с 14 до 18 летнего возраста. Опекунами (попечителями) могут назначаться только совершеннолетние и дееспособные лица. Ими не могут быть те же лица, которые не могут быть и усыновителями (ст. 146 СК РФ).

Права детей, находящихся под опекой (попечительством), закреплены ст. 148 СК РФ: право на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу с его стороны, совместное с ним проживание; обеспечение детям условий для содержания, воспитания, образования; право на причитающиеся им алименты, пенсии, пособия; сохранения права собственности или права пользования жилым помещением; защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя). Исходя из этих прав законодательство закрепляет и обязанности опекунов и попечителей (ст. 150 СК РФ).

Обязанности по опеке и попечительству исполняются опекуном (попечителем) безвозмездно. На содержание ребенка опекуну ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке определенном Положением о порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденным приказом Министерства образования РФ от 16.02.1993 г.

3. Передача детей на воспитание в приемную семью представляет собой форму устройства детей на воспитание в семью на определенный срок согласно заключенному между приемной семьей и органом опеки и попечительства договору (ст. 151 СК РФ). Помимо Семейного кодекса, вопросы, регулирующие создание, организацию, права и обязанности членов приемной семьи и государства, регулируются Положением о приемной семье, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829.

Приемная семья состоит из приемных родителей (супругов или одиноких мужчины или женщины), заключивших договор с органом опеки и попечительства, и приемного ребенка (детей). Отличие приемной семьи от усыновления состоит в специфических условиях жизни детей в семье, не порождающих прав и обязанностей родителей и детей. Приемная семья всегда создается на определенный срок и по правовой сути наиболее близка к отношениям, складывающимся при опеке и попечительстве.

Договор должен предусматривать условия содержания, воспитания и образования ребенка (детей), права и обязанности приемных родителей, обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства, основания и последствия прекращения такого договора. Размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье устанавливаются законами субъектов РФ.

Договор по инициативе приемных родителей может быть расторгнут в случаях, указанных в ст. 152 СК РФ (изменение семейного и имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с ребенком и др.).

Приемными родителями не могут быть те же категории лиц, которым запрещено быть усыновителями, опекунами и попечителями (ст. 153 СК РФ). Подбор приемных родителей возлагается на органы опеки и попечительства. Учитываются их нравственные, личные качества, способность к выполнению обязанностей приемных родителей.

На содержание каждого ребенка приемной семье выплачиваются денежные средства из бюджета (ст. 155 СК РФ).

4. Детям, находящимся на полном государственном обеспечении в воспитательных, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения опекуны (попечители) не назначаются. Выполнение их обязанностей возлагается на администрацию этих учреждений. Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в этих учреждениях. Такие дети обладают правами, предусмотренными ст. ст. 55-57 и 149 Семейного кодекса России.

Формы устройства (воспитания) детей, оставшихся без попечения родителей

Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно. Поэтому СК установлен приоритет форм семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения. Право ребенка на воспитание в семье в случае утраты родительского попечения обеспечивается органом опеки и попечительства, который при выборе форм устройства такого ребенка отдает предпочтение прежде всего семейным формам воспитания: передаче на усыновление, под опеку (попечительство) или в приемную семью.

И только при отсутствии возможности передать ребенка в семью закон допускает его направление в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты и т.п.). Тип выбираемого учреждения зависит от возраста и состояния здоровья ребенка. Такая форма устройства ребенка не снимает с органа опеки и попечительства обязанности подыскивать для него усыновителей, опекунов (попечителей) или приемных родителей.

Ранее между существовавшими формами устройства детей в семью либо в специализированное детское учреждение закон (КоБС) не делал какого-либо различия. В СК же впервые реализованы предложения о необходимости законодательного признания преимущества семейных форм содержания и воспитания детей, утративших родительское попечение, и детей-сирот и отказа от монополии государства на воспитание таких детей в государственных воспитательных учреждениях.

Закрепление в СК положения о приоритете семейных форм воспитания детей, безусловно, имеет принципиальный характер. Оно направлено на усиление гарантий соблюдения прав несовершеннолетних, поскольку воспитание в семье предпочтительнее с учетом как материально-бытовых условий жизни, так и иных самых разнообразных интересов ребенка.

Именно семейное воспитание дает возможность осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его личностных, психических, физических, национальных и иных особенностей. Не случайно ст. 123 СК определено, что при устройстве ребенка, оставшегося без попечения родителей, должны учитываться его этническое происхождение, религиозная и культурная принадлежность, родной язык, возможность обеспечения преемственности воспитания.

Новой для семейного законодательства РФ является норма об устройстве детей на воспитание в приемную семью. Общеизвестно, что в мировой практике передача детей-сирот в приемные семьи является наиболее распространенной формой их социального устройства и воспитания. С конца 80-х гг. определенные попытки создания детских домов семейного типа предпринимались первоначально в СССР, а затем и в Российской Федерации.

Однако непосредственно в КоБС этот способ (форма) устройства детей, лишившихся попечения родителей, предусмотрен не был. С принятием СК порядок и условия образования приемной семьи получили законодательное закрепление в ст. 151—155 СК В последующем более детальная регламентация правового статуса приемной семьи и порядка ее организации была дана в Положении о приемной семье, утвержденном постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829.

Семейным кодексом (ст. 123), как и прежде КоБС, предусмотрена возможность передачи детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующие воспитательные и другие аналогичные учреждения. Деятельность этих учреждений должна отвечать требованиям, установленным компетентными органами, в области безопасности и здравоохранения, по численности и пригодности их персонала, а также по осуществлению компетентного надзора за детьми.

Учреждения, обеспечивающие содержание, воспитание, образование, другую социальную помощь и поддержку детей, оставшихся без попечения родителей, создаются в системе образования, в системе социальной защиты и здравоохранения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

К таким учреждениям относятся детские дома всех типов, дома детства, дома ребенка, реабилитационные центры, социальные приюты, детские дома-интернаты, школы-интернаты, коррекционные учреждения и другие подобные учреждения (ст. 1 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

Возможность воспитания в условиях семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сохраняется при помещении их в детский дом семейного типа. Такой детский дом организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных (удочеренных) детей (а с десятилетнего возраста только с их согласия).

Причем общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных (удочеренных) детей находящихся в зарегистрированном браке супругов, не должно превышать 12 человек. Детский дом семейного типа в организационно-правовой форме воспитательного учреждения создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления.

Передача ребенка на воспитание в детский дом семейного типа осуществляется с учетом его мнения (а с десятилетнего возраста только с его согласия) и с согласия администрации образовательного или лечебно-профилактического учреждения, учреждения социальной защиты населения или другого аналогичного учреждения, в котором он находится, а также с согласия воспитателей этого детского дома семейного типа в целях обеспечения психологической совместимости. Отношения между учредителем (учредителями) и детским домом семейного типа, в том числе срок пребывания ребенка в детском доме семейного типа, определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством РФ.

Помимо государственных и муниципальных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут создаваться в установленном законом порядке и негосударственные образовательные учреждения. Причем содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в таких учреждениях осуществляются на основе полного государственного обеспечения (ст. 1, 50 Закона об образовании). Организационно-правовые формы негосударственных воспитательных учреждений могут быть различными. Например, в Москве создан приют — детский дом для девочек при Сестричестве во имя благоверного царевича Димитрия.

При устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, в образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, орган опеки и попечительства обязательно должен представить ряд необходимых документов. К ним относятся: решение соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления о направлении в учреждение; направление в учреждение, выданное учредителем или ведомством, в ведении которого находится учреждение; свидетельство о рождении ребенка, а при его отсутствии — заключение медицинской экспертизы, удостоверяющее возраст ребенка; документы об образовании (для детей школьного возраста); акт обследования условий жизни ребенка; сведения о родителях или лицах, их заменяющих (копии свидетельства о смерти родителей, приговора или решения суда, справка о болезни или розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей); справка о наличии и местожительстве братьев, сестер и других близких родственников; опись имущества, оставшегося после смерти родителей, сведения о лицах, отвечающих за его сохранность; документы о закреплении жилой площади, занимаемой несовершеннолетними или его родителями; пенсионная книжка ребенка, получающего пенсию, копия решения суда о взыскании алиментов, ценные бумаги (при получении их на ребенка родителями или лицом, их заменяющим); заключение психолого-медико-педагогической консультации (для детей с отклонениями в развитии).

Типовым положением об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п. 26), закреплен принцип, по которому дети, члены одной семьи или находящиеся в родственных отношениях, направляются в одно воспитательное учреждение, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам воспитание и обучение этих детей должно осуществляться раздельно.

В целях устройства детей, находящихся в домах ребенка исправительных колоний, осужденным женщинам разрешается краткосрочный выезд за пределы мест лишения свободы в отпуск продолжительностью до семи суток (не считая времени нахождения в пути). При этом предусматривается устройство их детей не только у родственников, но и в воспитательные учреждения (детские дома) (п. 2 ст. 97 УИК).

Для некоторых категорий детей-сирот федеральным законодательством предусмотрены льготы в виде первоочередного помещения в образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, в соответствии с п. 4 постановления Правительства РФ от 23 апреля 1994 г. № 370 «О порядке перевода и приема в государственные образовательные учреждения членов семей военнослужащих, а также уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями» потерявшие мать (отца) дети военнослужащих, проходящих военную службу, а также несовершеннолетние братья и сестры военнослужащих, лишившиеся попечения родителей (лиц, их заменяющих), помещаются в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в первоочередном порядке.

К обязанности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ отнесено обязательное предоставление мест в детских домах детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, из числа вынужденных переселенцев.

С принятием СК появилась возможность использования иных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, т.е. тех, которые прямо не указаны в ст. 123 СК, но могут быть предусмотрены законами субъектов РФ. Отсюда следует, что допускается использование в перспективе различных известных ранее в практике способов устройства детей-сирот (включая патронат, патронаж, так называемое «свободное воспитание» и т.п.) при условии закрепления этих форм устройства детей в законах субъектов РФ.

Так, например, в СССР патронат над детьми, оставшимися без попечения родителей, предусматривался в виде формы их передачи на добровольных началах на воспитание в семьи, как довоенным союзным законодательством, так и нормативными актами военного времени. Патронат над детьми существовал в дореволюционной России.

Таким образом, перечень форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, данный в СК, не является исчерпывающим и может быть дополнен законами субъектов РФ. В настоящее время в ряде субъектов РФ идет поиск таких форм (детские деревни, мини-детский дом, попечительские семьи, воспитательные семьи и др.).

Выбор формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, относится к компетенции органов опеки и попечительства. Только они решают вопрос о том, каким образом в каждом отдельном случае должна быть устроена судьба ребенка (помещение в детское учреждение, школу-интернат, назначение опекуна и т.п.).

Поэтому даже суд, например, лишая родителей родительских прав или ограничивая родителей в родительских правах и передавая детей на попечение органам опеки и попечительства, не вправе решать вопрос о конкретном способе устройства детей, утративших родительское попечение.

До определения конкретной формы устройства ребенок может временно проживать в - специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, социальном приюте для детей и подростков, центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей). Здесь ребенку предоставляется не только кров, питание, одежда, обувь, но и оказывается содействие в преодолении трудной жизненной ситуации, а также медико-социальная помощь.

В настоящее время в России существует более четырехсот подобных учреждений, которые самостоятельно создаются органами исполнительной власти субъектов РФ. Более тридцати из них расположено в Московской области. В Москве постановлением Правительства Москвы от 9 января 1996 г. № 8 создан городской детский социальный центр (приют) для детей, временно оказавшихся в сложной ситуации.

В соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. № 89б утверждены Примерные положения о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, о социальном приюте для детей и о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Одной из функций этих учреждений является оказание содействия органам опеки и попечительства в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей. Так, Примерным положением о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей (п. 2), закреплено, что его основной задачей является временное содержание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и содействие в их дальнейшем трудоустройстве.

Кроме того, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, мужского пола в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, являющиеся гражданами РФ и отнесенные по результатам медицинского обследования в медицинских учреждениях по месту жительства (пребывания) к первой и второй группам здоровья по критериям, установленным Министерством здравоохранения РФ, могут зачисляться в качестве воспитанников в воинские части с возможностью содержаться там до передачи под опеку (попечительство), на усыновление, в приемную семью, в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Статус воспитанников воинских частей определен специальным Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2000 г. № 745.

В соответствии с п. 2 ст. 123 СК до определения наиболее оптимальных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

60 + = 68

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

map